В детской неврологической и психиатрической практике иногда встречаются случаи детской афазии, то есть полной или частичной утраты ранее сформировавшейся речи у них. Такое расстройство связано с нарушением центральной нервной системы различного генеза, возникающего чаще всего в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Эта патология может сочетаться с поведенческими и эмоциональными аномалиями, расстройствами письма и чтения.
Утрата речевых способностей у детей связано с левым полушарием, которое отвечает за формирование у ребенка речи, письма, чтения, способности к обучению. Утрата этих функций в полном или частичном объеме приводит к развитию афазий, причинами которых являются:
Иногда появление афазий в детском возрасте может спровоцировать наследственный фактор или неблагоприятное течение беременности, вызвавшее осложнение в развития плода, особенно в 1 триместре беременности. Формирование амнестической афазии развивается в случае, если очаг разрушения формируется на стыке височной, теменной и затылочной долей доминантного полушария.
Детские афазии делятся на 2 группы, такие как:
В детской неврологической практике речевые нарушения встречаются в различных видах, с учетом места формирования очага поражения.
При амнестической афазии происходит умеренное неправильное произношение отдельных слов, ее восприятие, неспособность назвать вслух предлагаемые предметы. Такая патология может сопровождаться тревогой, неустойчивым эмоциональным фоном, гиперактивностью ребенка.
Клиническая симптоматика афазий у ребенка во многом зависит от массивности повреждающего фактора, времени его возникновения и локализации патологического процесса. Патологические симптомы афазии у детей проявляются в виде:
При амнестической афазии ребенок может описать предмет, для чего он предназначен, форму объекта, его качества, но назвать этот предмет одним словом он без подсказывания родителей не может. Также возникают большие трудности при чтении, когда теряется смысл прочитанного за счет пропуска слов или их перестановки.
Большое значение в диагностике афазий имеет анамнез заболевания, время появления речевых нарушений от момента их возникновения до дня обследования ребенка. В беседе с родителями выясняются обстоятельства возникновения афазии.
Осмотр ребенка невропатологом позволяет выявить возможную патологическую симптоматику со стороны ЦНС, а беседа психиатра с ним — речевые нарушения. Дополняют диагностику следующие методы обследования, такие как:
Лабораторные методики в постановке окончательного диагноза амнестической афазии не играют ключевую роль. Самой лучшей, дающей исчерпывающую информацию методикой в оценке целостности или повреждения структуры ЦНС, является МРТ. Она дает возможность наиболее точно определить локализацию очага поражения, его распространенность, причину возникновения, а также определить дальнейшую тактику лечения ребенка.
Головной мозг у детей обладает высокой пластичностью, что позволяет успешно проводить лечебные мероприятия. Они направлены на повышение активности компенсаторных механизмов ЦНС с применением прямых и непрямых способов.
Первый метод основан на использовании резерва нервных клеток и повышении их активности. Он проводится в раннем периоде возникновения афазии. Второй метод направлен на выравнивание потерянных функций с использованием различных картинок, карточек, текстов, компьютерных программ.
Лечение амнестической афазии, то есть специальное восстановительное обучение речевым способностям ребенка, проводится логопедом. Эффективность терапии зависит от его возраста, степени поражения ЦНС, времени начала лечения. При легкой степени патологии восстановление речевой и коммуникативной функции происходит в течение 3-х-6 недель, при средней тяжести — от 1 до 6 месяцев. Положительная динамика при тяжелой степени афазии не дает возможности полностью восстановить утраченные речевые и когнитивные функции ЦНС.
Раннее диагностирование амнестической афазии и вовремя начатое лечение, позволят за короткое время добиться регресса патологического процесса, восстановить коммуникацию и речевую способность ребенка.